ДНЕВНИК ЭМОЦИЙ

мобильное приложение для iOs и Android

academy_logo

Наблюдая за своими эмоциями, понимая причину их возникновения и способы их проявления, Вы начнете лучше понимать себя и других.

 

Изучая описание эмоций, следуя простым и выверенным рекомендациям, Вы быстрее переживете негативный моменты своей жизни, легче справитесь с неурядицами. А позитивное мировосприятие станет еще понятнее и ближе.

Неуверенность

eq_rec_img_03out

         Алексей не мог найти работу уже несколько месяцев. И вот ему посчастливилось стать претендентом на должность менеджера по продажам с небольшим испытательным сроком. Раньше он умел неплохо продавать, но последнее время в жизни многое не клеилось и не складывалось, и вот теперь нужно показать себя работодателю, чтобы именно его взяли на эту должность.  

         Перед разговором с клиентом Алексею не давали покоя мысли: «А что, если у меня не получится его убедить? Что, если ему не понравится моя презентация? Что, если мои аргументы глупые?» и т. п. В итоге он чувствовал себя неуверенно, выглядел смущённым, суетился, позабыл о некоторых переговорных технологиях, из-за чего потом ругал себя. Потенциальный работодатель не мог этого не заметить. Он поинтересовался у Алексея, почему тот не использует свои навыки переговорщика, чем заставил его нервничать и суетиться еще больше.

         Скованные движения, скудная мимика, невыразительные жесты, слабый голос, боязнь занять открытую позицию и принять уверенную позу, тихий, слабый, как бы извиняющийся голос Алексея – всё это вызывало негативную реакцию у окружающих, в результате уверенности в себе он испытывал еще меньше.

         В состоянии неуверенности Алексей не решается браться за сложные задачи, сомневается в успехе. Эта нерешительность, готовность отказываться от ранее сделанных заявлений пронизывает поступки и начинания Алексея. Он не доводит начатое до конца и отказывается от своих интересов в угоду интересам другого, более уверенного и агрессивного человека.

Неуверенность в конкретной ситуации – это сигнал, который дает человеку его бессознательное. На неосознанном уровне происходит анализ ситуации, сопоставляются уровень сложности предстоящей задачи, внешние факторы, прежний опыт и уровень развития навыков. В зависимости от результатов анализа появляется либо уверенность в собственных силах и предвкушение радости успеха, либо грусть, страх провала, боязнь разочарования, неудачи.

В зависимости от базового уровня самооценки, который закладывается в возрасте до 7 лет, решение принимается чаще либо в одну, либо в другую сторону. У Алексея низкая и неустойчивая самооценка. Он и так оценивает себя не очень высоко, но стоит появиться постороннему негативному мнению, как самооценка падает еще ниже, а с ней снижается уверенность в себе. В данном случае о неуверенности можно говорить как о черте характера, как о свойстве личности.

Алексею повезло. Его руководитель, Глеб Георгиевич, разглядев в молодом человеке потенциал, все-таки принял его на испытательный срок.

         Первые недели Глеб Георгиевич хвалил Алексея за любой, даже самый небольшой успех. Руководитель попросил Алексея завести тетрадь и фиксировать в ней все, пусть мелкие, но успешно решенные задачи – это помогло поднять самооценку Алексея. Он не корил Алексея за ошибки и неудачи и запретил ему заниматься самообвинениями.  Когда Алексей высказывал опасения, что ему не хватит сил на реализацию задуманного шефом, Глеб Георгиевич спрашивал, какие существуют варианты решения задачи и какой из них следует выбрать. Какой бы вариант ни выбирал Алексей, руководитель поддерживал его выбор, только расспрашивал о возможных последствиях.  

Но, пожалуй, самое главное умение, которое развивал Глеб Георгиевич у Алексея – это умение говорить “нет”. “Не бойтесь отказывать людям, Алеша”, – повторял руководитель почти каждый день.  – “Учитывайте не только чужие интересы, потребности, но и собственные желания”.  Руководитель очень радовался, когда Алексей не соглашался с ним, и всегда хвалил его, когда тот отстаивал свою точку зрения.

Алексей прошел испытательный срок и всё реже и реже испытывал неуверенность при общении с клиентами.